Конечно, нужно
возвращаться. 
А. В. Пешехонов. «Почему я не
эмигрировал»
Если б я торговал корсетами,
Кокаином или браслетами,
Если б я был куафером, шофером,
Или секретных дел акушером, – 
Не нуждаясь в благословении Пешехонова,
Я бы уехал без оного.
Все такого рода двуногие 
Обходятся без всякой идеологии:
Клиентура красных придворных дам 
И изобилие советских панам 
Создают такую пышную среду,
Что в ней можно жиреть хоть в аду...
Да и техника возвращения 
Не представляет для них затруднения: 
Почтительное выражение глаз 
И превращенный в валюту алмаз.
* * *
Но у эмигранта-интеллигента 
Душа и тело не из брезента...
Как прикажете начать комиссию?
Прибежать в советскую миссию 
И под взглядом глумящихся глаз 
Сочинить сто анкетных фраз?
«Прабабка моя сочувствовала капиталистам,
Я же с детства беспартийно тянусь к коммунистам, 
Во время старого режима 
Пострадал в полку нестерпимо – 
За смех во время переклички 
Был лишен ефрейторской лычки.
Потупив очи к советскому подножью,
Все свободы считаю буржуазной ложью.
Цель моего возвращения – 
Культурное ближним служение...»
Ах, как будут ржать советские снобы!
Еще бы...
«Послушайте, кислый червяк,
У вас в порядке чердак?
Если даже при Троцком, обожавшем «Русское
богатство»,
Даже Пешехонов был выслан из красного братства 
В числе многих прочих,
Неподходящих для крестьян и рабочих, – 
То зачем нам обменная эта кадриль,
Что за гиль!..»
* * *
Допустим на миг, что советская братия 
Разрешит самораспятие,
Допустим, что после злобных допросов,
Надменных разносов,
Узилшц-чистилшц
Подарят жалкий остаток жизни,
Достойный слизня,
И разрешат эмигрантскому парию 
Ради хлеба влезть в канцелярию,
Заниматься статистикой 
И прочей дутой эквилибристикой...
Разве там мало своих голодных,
Готовых на все, что угодно?
Ведь цель возвращения – 
Культурное ближним служение...
Что там делать свободной музе? Исследовать «книжные знаки»?
Что там делать студенту? Кустарить в «рабфаке»?
Что там делать ученым? Спросите у тех, кто выслан...
Распинаться ведь тоже надо со смыслом.
* * *
Чуждый идейного «лампадства»,
Я тоже встарь увлекался «Русским богатством»
(Номера с рассказами Муйжеля, правда, не в счет),
Но сегодня «Богатство» уже не оплот:
Дух и гордость встают на дыбы?
Есть различные на свете рабы,
Но томиться рабом у родного народа – 
Подвиг особого рода.
<1923>