Федор Сологуб. НАСЛЕДИЕ ОБЕТА. Легенда



Неожиданным недугом 
               Тяжко поражён,
В замке грозно-неприступном
               Умирал барон. 

По приказу господина
               Вышли от него
Слуги, с рыцарем оставив
               Сына одного. 

Круглолицый, смуглый отрок 
               На колени стал, –
И барон грехов немало
               Сыну рассказал. 

Он малюток неповинных 
               Крал у матерей
И терзал их перед дикой
               Дворнею своей, –

Храмы грабил, из священных
               Чаш он пил вино, – 
Счёт супругам оскорблённым
               Потерял давно. 

Так барон, дрожа и плача,
               Долго говорил, – 
И глаза свои стыдливо 
               Отрок-сын склонил. 

Рдели щёки, и ресницы
               Осеняли их, 
Как навесы пальм высоких,
               Жар пустынь нагих. 

Говорил барон: «Познал я
               Мира суету, – 
Вижу я себя на ветхом,
               Зыблемом мосту, 

Бедных грешников в мученьях
               Вижу под собой. 
Рухнет мост, и быть мне скоро
               В бездне огневой.

И воззвавши к Богу, дал я
               Клятву и обет, 
Клятву – сердцем отрешиться
               От минувших лет, 

И обет – к Святому Гробу
               В дальние пути, 
Необутыми ногами 
               Зло моё снести. 

И мои угасли силы, 
               Не свершён обет, 
Но с надеждой покидаю, 
               Сын мой, этот свет: 

Мой наследник благородный, 
               Знаешь ты свой долг...» 
И барон в изнеможеньи,
               Чуть дыша, умолк. 

Поднялся и молча вышел 
               Отрок. Рыцарь ждёт 
И читает Символ веры... 
               Время медленно идёт.

Вдруг открылась дверь, и входит 
               Сын его в одной
Шерстяной рубахе, с голой
               Грудью, и босой. 

Пред отцом склонив колени, 
               Говорит: «Клянусь,
Что босой, в одной рубахе
               Грубой остаюсь 

До поры, когда увижу 
               Иерусалим,
Где я вымолю прощенье 
               Всем грехам твоим 

Я жестоким бичеваньям
               Обрекаю плоть,
Чтоб страданьями моими
               Спас тебя Господь, 

И, зажжённою свечою 
               Озаряя путь,
Не помыслю даже в праздник
               Божий отдохнуть:

Отдохну, когда увижу 
               Иерусалим,
Где я вымолю прощенье 
               Всем грехам твоим. 

И не буду я на мягком 
               Ложе почивать
Только хлеб один с водою
               Буду я вкушать, 

Буду гнать с лица улыбку 
               И, чужой всему,
На красу земли и неба
               Глаз не подыму: 

Улыбнусь, когда увижу 
               Иерусалим,
Где я вымолю прощенье 
               Всем грехам моим».  




            Федор Сологуб. СТИХИ. Книга вторая