Михаил Кузмин. СТРУИ



1


Сердце, как чаша наполненная, точит кровь;
Алой струею неиссякающая течет любовь;
Прежде исполненное приходит вновь.

Розы любви расцветающие видит глаз.
Пламень сомненья губительного исчез, погас,
Сердца взывающего горит алмаз.

Звуки призыва томительного ловит слух.
Время свиданья назначенного пропел петух.
Лёта стремительного исполнен дух.

Слабостью бледной охваченного подниму.
Светом любви враждующую развею тьму.
Силы утраченные верну ему.



2


Истекай, о сердце, истекай!
Расцветай, о роза, расцветай!
      Сердце, розой пьяное, трепещет.

От любви сгораю, от любви:
Не зови, о милый, не зови:
      Из-за розы меч грозящий блещет.

Огради, о сердце, огради.
Не вреди, меч острый, не вреди:
      Опустись на голубую влагу.

Я беду любовью отведу,
Я приду, о милый, я приду
      И под меч с тобою вместе лягу.



3


На твоей планете всходит солнце,
И с моей земли уходит ночь.
Между нами узкое оконце,
Но мы время можем превозмочь.

Нас связали крепкими цепями,
Через реку переброшен мост.
Пусть идем мы разными путями –
Непреложен наш конец и прост.

Но смотри, я – цел и не расколот,
И бесслезен стал мой зрящий глаз.
И тебя пусть не коснется молот,
И в тебе пусть вырастет алмаз.

Мы пройдем чрез мир, как Александры,
То, что было, повторится вновь,
Лишь в огне летают саламандры,
Не сгорает в пламени любовь.



4


Я вижу – ты лежишь под лампадой;
Ты видишь – я стою и молюсь.
Окружил я тебя оградой
И теперь не боюсь.

Я слышу – ты зовешь и вздыхаешь,
Ты слышишь мой голос: «Иду».
Ограды моей ты не знаешь
И думаешь, вот приду.

Ты слышишь звуки сонаты
И видишь свет свечей,
А мне мерещатся латы
И блеск похожих очей.



5


Ты знал, зачем протрубили трубы,
Ты знал, о чем гудят колокола, –
Зачем же сомкнулись вещие губы
И тень на чело легла?

Ты помнишь, как солнце было красно
И грудь вздымал небывалый восторг, –
Откуда ж спустившись, сумрак неясный
Из сердца радость исторг?

Зачем всё реже и осторожней
Глядишь, опустивши очи вниз?
Зачем всё чаще плащ дорожный
Кроет сиянье риз?

Ты хочешь сказать, что я покинут?
Что все собралися в чуждый путь?
Но сердце шепчет: «Разлуки минут:
Светел и верен будь».



6


Как меч мне сердце прободал,
Не плакал, умирая.
С весельем нежным сладко ждал
Обещанного рая.

Палящий пламень грудь мне жег,
И кровь, вся голубая.
Вблизи дорожный пел рожок,
«Вперед, вперед» взывая.

Я говорил: «Бери, бери!
Иду! Лечу! с тобою!»
И от зари и до зари
Стекала кровь струею.

Но к алой ране я привык.
Как прежде, истекаю,
Но нем влюбленный мой язык.
Горю, но не сгораю.



7


Ладана тебе не надо:
Дым и так идет из кадила.
Недаром к тебе приходила
Долгих молитв отрада.

Якоря тебе не надо:
Ты и так спокоен и верен.
Не нами наш путь измерен
До небесного града.

Слов моих тебе не надо:
Ты и так всё видишь и знаешь,
А меч мой в пути испытаешь,
Лишь встанет преграда.



8


Ты, как воск, окрашенный пурпуром, таешь,
Изранено стрелами нежное тело.
Как роза, сгораешь, сгорая, не знаешь,
Какое сиянье тебя одело.

Моя кровь пусть станет прохладной водою,
Дыханье пусть станет воздухом свежим!
Дорогой одною идем с тобою,
Никак мы цепи своей не разрежем.

Вырываю сердце, паду бездушен! –
Угасни, утихни, пожар напрасный!
Пусть воздух душен, запрет нарушен:
Мы выйдем целы на берег ясный.



9


Если мне скажут: «Ты должен идти на мученье» –
С радостным пеньем взойду на последний костер –
                                                      Послушный.

Если б пришлось навсегда отказаться от пенья,
Молча под нож свой язык я и руки б простер –
                                                      Послушный.

Если б сказали: «Лишен ты навеки свиданья» –
Вынес бы эту разлуку, любовь укрепив, –
                                                     Послушный.

Если б мне дали последней измены страданья,
Принял бы в плаванья долгом и этот пролив –
                                                     Послушный.

Если ж любви между нами поставят запрет,
Я не поверю запрету и вымолвлю: «Нет».




            Михаил Кузмин. СЕТИ. ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ