Марина Цветаева. СЕНТЯБРЬ



1

Полон и просторен
Край. Одно лишь горе:
Нет у чехов – моря.
Стало чехам – море

Слез: не надо соли!
Запаслись на годы!
Триста лет неволи,
Двадцать лет свободы.

Не бездельной, птичьей –
Божьей, человечьей.
Двадцать лет величья,
Двадцать лет наречий

Всех – на мирном поле
Одного народа.
Триста лет неволи,
Двадцать лет свободы –

Всем. Огня и дома –
Всем. Игры, науки –
Всем. Труда – любому –
Лишь бы были руки.

Нá поле и в школе –
Глянь – какие всходы!
Триста лет неволи,
Двадцать лет свободы.

Подтвердите ж, гости
Чешские, все вместе:
Сеялось – всей горстью,
Строилось – всей честью.

Два десятилетья
(Да и то не целых!)
Как нигде на свете
Думалось и пелось.

Посерев от боли,
Стонут Влтавы воды:
– Триста лет неволи,
Двадцать лет свободы.

На орлиных скáлах
Как орел рассевшись –
Чтó с тобою сталось,
Край мой, рай мой чешский?

Горы – откололи,
Оттянули – воды...
...Триста лет неволи,
Двадцать лет свободы.

В селах – счастье ткалось
Красным, синим, пестрым.
Чтó с тобою сталось,
Чешский лев двухвостый?

Лисы побороли
Леса воеводу!
Триста лет неволи,
Двадцать лет свободы!

Слушай каждым древом,
Лес, и слушай, Влтава!
Лев рифмует с гневом,
Ну, а Влтава – слава.

Лишь на час – не боле –
Вся твоя невзгода!
Через ночь неволи
Белый день свободы!

12 ноября 1938


2

Горы – турам поприще!
Черные леса,
Долы в воды смотрятся,
Горы – в небеса.

Край всего свободнее
И щедрей всего.
Эти горы – родина
Сына моего.

Долы – ланям пастбище,
Не смутить зверья –
Хата крышей зáстится,
А в лесу – ружья –

Сколько бы ни пройдено
Верст – ни одного.
Эти долы – родина
Сына моего.

Там растила сына я,
И текли – вода?
Дни? или гусиные
Белые стада?...

Празднует смородина
Лета рождество.
Эти хаты – родина
Сына моего.

Было то рождение
В мир – рожденьем в рай.
Бог, создав Богемию,
Молвил: «Славный край!

Все дары природные,
Все – до одного!
Пощедрее родины
Сына – Моего!»

Чешское подземие:
Брак ручьев и руд!
Бог, создав Богемию,
Молвил: «Добрый труд!»

Всё было – безродного
Лишь ни одного
Нé было на родине
Сына моего.

Прóкляты – кто заняли
Тот смиренный рай
С зайцами и с ланями,
С перьями фазаньими...

Трéкляты – кто продали,
Ввек не прощены! –
Вековую родину
Всех, – кто без страны!

Край мой, край мой, проданный
Весь живьем, с зверьем,
С чудо-огородами,
С горными породами,

С целыми народами,
В поле, без жилья,
Стонущими:
                       – Родина!
Родина моя!

Богова! Богемия!
Не лежи, как пласт!
Бог давал обеими –
И опять подаст!

В клятве – руку подняли
Все твои сыны –
Умереть за родину
Всех – кто без страны!

Между 12 и 19 ноября 1938


3

Есть на карте – место:
Взглянешь – кровь в лицо!
Бьется в муке крестной
Каждое сельцо.

Поделил – секирой
Пограничный шест.
Есть на теле мира
Язва: все проест!

От крыльца – до статных
Гор – до орльих гнезд –
В тысячи квадратных
Невозвратных верст –

Язва.
          Лег на отдых –
Чех: живым зарыт.
Есть в груди народов
Рана: наш убит!

Только край тот назван
Братский – дождь из глаз!
Жир, аферу празднуй!
Славно удалась.

Жир, Иуду – чествуй!
Мы ж – в ком сердце – есть:
Есть на карте место
Пусто: наша честь.

19-22 ноября 1938


4

ОДИН ОФИЦЕР

В Судетах, на лесной чешской
границе, офицер с 20-тью солдатами,
оставив солдат в лесу, вышел на дорогу
и стал стрелять в подходящих немцев.
Конец его неизвестен.
(Из сентябрьских газет 1938 г.)

Чешский лесок –
Самый лесной.
Год – девятьсот
Тридцать восьмой.

День и месяц? – вершины, эхом:
– День, как немцы входили к чехам!

Лес – красноват,
День – сине-сер.
Двадцать солдат,
Один офицер.

Крутолобый и круглолицый
Офицер стережет границу.

Лес мой, кругом,
Куст мой, кругом,
Дом мой, кругом,
Мой – этот дом.

Леса не сдам,
Дома не сдам,
Края не сдам,
Пяди не сдам!

Лиственный мрак.
Сердца испуг:
Прусский ли шаг?
Сердца ли стук?

Лес мой, прощай!
Век мой, прощай!
Край мой, прощай!
Мой – этот край!

Пусть целый край
К вражьим ногам!
Я – под ногой –
Камня не сдам!

Топот сапог.
– Немцы! – листок.
Грохот желéз.
– Немцы! – весь лес.

– Немцы! – раскат
Гор и пещер.
Бросил солдат
Один – офицер.

Из лесочку – живым манером
На громаду – да с револьвером!

Выстрела треск.
Треснул – весь лес!
Лес: рукоплéск!
Весь – рукоплéск!

Пока пулями в немца хлещет
Целый лес ему рукоплещет!

Кленом, сосной,
Хвоей, листвой,
Всею сплошной
Чащей лесной –

Понесена
Добрая весть,
Что – спасена
Чешская честь!

Значит – страна
Так не сдана,
Значит – война
Все же – была!

– Край мой, виват!
– Выкуси, герр!
...Двадцать солдат.
Один офицер.

Октябрь 1938 – 17 апреля 1939


<5>

РОДИНА РАДИЯ

Можно ль, чтоб вéка
Бич слепоок
Родину света
Взял под сапог?

Взглянь на те горы!
В этих горах –
Лучшее найдено:
Родина – радия.

Странник, всем взором
Глаз и души
Взглянь на те горы!
В сердце впиши
Каждую впадину:
Родина – радия...

<1938  – 1939>




      Марина Цветаева. СТИХИ, НЕ ВОШЕДШИЕ В ПРИЖИЗНЕННЫЕ ИЗДАНИЯ. Часть IX (1935 - 1941)