Дмитрий Мережковский. ОРВАСИ



Царь Пурурава ищет свою возлюбленную в заколдованном лесу, где она превращена в лиану чарами одного отшельника.


НЕВИДИМЫЙ ХОР

Над душистыми цветами 
Пчелы весело жужжат; 
Южный ветер с облаками 
Гонит теплыми волнами 
Первый вешний аромат; 
Ветер полон жгучей ласки, 
И растенья в шумной пляске 
Всеми листьями дрожат.


ЦАРЬ

Этой тучи полог черный – 
Мой роскошный балдахин. 
Как наряден мой придворный, 
Этот радужный павлин!
Мне, как дань, примчали грозы 
Сотни пенистых ручьев, 
И колеблются мимозы 
Вместо пышных вееров. 
Лишь бананы в грусти томной 
Клонят нежные цветы; 
Край пурпурный, венчик томный – 
Всё в них чудо красоты: 
Я гляжу на них уныло, 
В них я вижу, полный грез, 
С темным взором очи милой, 
Покрасневшие от слез...


НЕВИДИМЫЙ ХОР

Белый слон по кокосовым рощам весной 
Днем и ночью без отдыха бродит: 
Всюду ищет подруги своей молодой 
И покоя нигде не находит.


ЦАРЬ

Вот павлин: на камне диком, 
Весь обрызганный дождем, 
Резво прыгает он с криком 
С гордо поднятым хвостом. 
Ветер веет, и трепещут 
Перья в ливне золотом, 
И волнуются, и блещут... 
Не видал ли ты, павлин, 
Где-нибудь богини кроткой, 
Не встречал ли средь долин 
Пери с царственной походкой?.. 
Нет! Он радостно молчит, 
Он смеется надо мною; 
Только хвост его горит, 
Словно тучки пред зарею. 
Да, павлин, – открой смелей, 
Распусти ты хвост победно! 
Здесь ведь нет Орваси бедной, 
Нет соперницы твоей: 
Если милая, бывало, 
Гиацинты заплетала 
В темный шелк своих кудрей
И потом их распускала, – 
То пред ней, полна стыдом, 
Эта царственная птица 
Не могла уже гордиться 
Ярко блещущим хвостом!


НЕВИДИМЫЙ ХОР

По зеленой бамбуковой чаще весной 
Белый слон тихой поступью бродит; 
Он клыки опустил, он поник головой 
И покоя нигде не находит.


ЦАРЬ

Чу! Я слышу, прозвенели 
Словно кольца ожерелий. 
Крик блаженства затая, 
Жадно внемлю...  Неужели
Это – милая моя? 
Нет! То лебедь над волнами 
Из густых болотных трав 
Звонко крикнул, увидав, 
Как с весенними дождями 
Тучи тянутся грядами. 
Гордый лебедь, отряхнув 
Желтых лотосов тычинки, 
С них медовые росинки 
Ты лови в свой темный клюв, 
Через горы и пустыни 
Собирайся в дальний путь, 
Но скажи – моей богини 
Не видал ли где-нибудь?.. 
Взор он грустно подымает, 
Словно молвит: «Не видал». 
Нет, он видел, но скрывает 
Эту тайну; где б он взял 
Столько грации свободной!.. 
У царевны благородной 
Все движенья он украл, 
И как вор бежит от казни, 
Так, царя узнав во мне, 
Мчится в трепетной боязни 
Он к лазурной вышине.


НЕВИДИМЫЙ ХОР

По глубоким цветущим долинам весной 
Белый слон тихой поступью бродит: 
Всюду ищет подруги своей молодой 
И покоя нигде не находит.


ЦАРЬ

Вот пчела: благоуханьем 
И теплом опьянена, 
В розу прячется она; 
И таинственным жужжаньем 
Роза нежная полна: 
Так в безумные мгновенья, 
Если пери я лобзал, 
Страстный шепот наслажденья 
В алых губках замирал. 
Где ж Орваси дорогая, 
Не видала ль ты, пчела?.. 
Нет, ты видеть не могла: 
Если б встретилась, играя, 
Ты с дыханьем милых уст, – 
Ты б от них не отлетела, 
Ты бы видеть не хотела 
Этой розы пышный куст!


НЕВИДИМЫЙ ХОР

Там, под кущей миндальных деревьев, весной 
Белый слон тихой поступью бродит; 
Он клыки опустил, он поник головой 
И покоя нигде не находит.


ЦАРЬ

Что за чудо! Дивный камень 
Между темных скал горит; 
Он кидает на гранит, 
Словно кровь, пурпурный пламень.

(Наклоняется и берет его в руку)

Только мне уж не видать 
Той головки, где б лучами 
Над душистыми кудрями 
Этот камень мог сиять! 
Прочь, рубин, – тебя слезами 
Я не буду омрачать.


НЕВИДИМЫЙ ХОР

Талисман драгоценный ты свято храни: 
Он дарует влюбленным счастливые дни.


ЦАРЬ
(подымая брошенный камень)

Если так, – пусть он горит, 
Как луна в короне Сивы, 
И венец мой горделивый 
Новым блеском озарит!

(Делая несколько шагов)

Вот лиана молодая 
В светлом ливне вся дрожит, 
Теплый дождь с ветвей роняя; 
Это – пери дорогая: 
Те же слезы, тот же вид. 
Нет на ней цветов душистых, 
И не манит сладкий мед 
Стаю пчелок золотистых. 
Что же к ней меня влечет, 
Что так радует невольно? 
Сам не знаю почему – 
Мне так сладостно, так больно 
Верить чувству моему. 
Чтоб забыться на мгновенье, 
Это нежное растенье 
Я с любовью обниму...

(Закрыв глаза, он обнимает лиану,
которая под действием талисмана
превращается в Орваси)

Тише, сердце, подожди... 
Что-то теплое, живое, 
Словно тело молодое, 
Я прижал к моей груди. 
Я от радости слабею: 
Это пери легкий стан! 
Я дрожу и пламенею, 
Но очей открыть не смею 
И боюсь узнать обман...

(Медленно открывая глаза)

Это ты, моя желанная! 

(Теряет сознание)


ОРВАСИ
(наклоняя над ним ветви роз)

Пусть роса благоуханная 
Оживит его чело!


ЦАРЬ
(приходя в сознание)

Волны музыки божественной, 
Пойте громко и торжественно, 
Как в душе моей светло!..

(Возлагая талисман на голову своей невесты)

Он над мраморным челом 
Светит розовым огнем, – 
Словно лотоса дрожащего 
Бледно-матовый цветок 
Пурпур солнца восходящего 
Алым пламенем зажег!


ОРВАСИ

Нам давно пора домой 
Возвратиться в край родной.


ЦАРЬ

Брама тучу темнокрылую 
В колесницу превратит, 
Теплый ветер с бурной силою, 
Словно конь, ее помчит; 
Ленты радуг ярким пламенем 
Колесницу обовьют, 
И над ней победным знаменем 
Грозно молнии блеснут; 
Прямо к тверди ослепительной 
Мы направим смелый путь, 
Чтоб в лазури упоительной 
Словно в море потонуть!


НЕВИДИМЫЙ ХОР

Белый лебедь, от счастья на шее твоей 
Серебристые перья вздымаются, 
И как ложе любви, в полной славе лучей – 
Небеса пред тобой открываются!

1886




      Дмитрий Мережковский. ПОЭМЫ И ЛЕГЕНДЫ (Сб. СТИХОТВОРЕНИЯ 1883-1887)