Дмитрий Мережковский. ИСКУШЕНИЕ (Отрывок)



Серебряной каймой очерчен лик Мадонны
В готическом окне, и радугой легло
Мерцание луны на малахит колонны
Сквозь разноцветное граненое стекло.
Алтарь и дремлющий орган, и купол дальний –
       Погружены в таинственную мглу;
Лишь край мозаики в тени исповедальни
Лампаду отразил на мраморном полу.
       Седой монах, перебирая четки,
Стоял задумчивый, внимательный и кроткий;
И юноша пред ним колена преклонил;
       Потупив взор, он робко говорил:
            «Отец мой, грех – везде со мною:
            Он – в ласке горлиц под окном,
            Он – в играх мошек над водою,
            Он – в кипарисе молодом,
            Обвитом свежею лозою,
            Он – в каждом шорохе ночном,
            В словах молитв, в огне зарницы,
            Он – между строк священных книг,
            Он – в нежном пурпуре денницы
            И в жгучей боли от вериг...
            Порою череп брал я в руки,
            Чтоб запах тленья и могил,
            Чтоб холод смерти утолил
            Мои недремлющие муки.
            Но всё напрасно: голова
            В чаду кружилась, кровь кипела,
            И греза на ухо мне пела
            Безумно нежные слова... 
            Однажды – помню – я увидел,
            Уснув в горах на склоне дня, –
            Ту, что так страстно ненавидел,
            Что так измучила меня.
            Сверкало тело молодое,
            Как пена в сумрачных волнах,
            Всё ослепительно нагое
            В темно-каштановых кудрях.
            Струились волны аромата...
            Лежал недвижим я, как труп.
            Улыбкой дерзких, влажных губ
            Она звала меня куда-то,
            Она звала меня с собой
            Под полог ночи голубой:
            «Отдашь ли мне ночное бденье,
            Труды, молитвы, дни поста
            И кровь распятого Христа,
            Отдашь ли вечность и спасенье –
            За поцелуй?..» И в тишине
            Звучало вновь: «Отдашь ли мне?..»
            Она смеялась надо мною,
            Но брошен вдруг к ее ногам
            Какой-то силой роковою,
            Я простонал: «Отдам, отдам!..»
            …………………………………..

1884




      Дмитрий Мережковский. ЭСКИЗЫ (Сб. СТИХОТВОРЕНИЯ 1883-1887)