Дмитрий Мережковский. ХРИСТОС, АНГЕЛЫ И ДУША (Мистерия XIII века)



I

Ангелы

         Как нищий с сумкой бедной,
         Куда идешь, Христос,
         Ты, горестный и бледный,
         Один в юдоли слез? 


Христос

         Иду я в мир унылый
         К возлюбленной моей,
         Назвав невестой милой,
         Я сердце отдал ей.
         Она меня любила,
         Но, клятвы не храня,
         Невеста изменила,
         Покинула меня.
         И всё о ней тоскую,
         И всё ее люблю,
         Люблю я дщерь земную
         Избранницу мою.
         Я дал ей дух свободный,
         Ее одну любя,
         Я сделал благородной,
         Похожей на себя. 
         Я дал ей плоть в рабыни
         И волю для борьбы,
         Она же стала ныне
         Рабой своей рабы.
         Она – во власти тела
         И, Господа забыв,
         Дары мои презрела,
         Отвергла мой призыв. 


Ангелы

         Но той, кто всех дороже,
         Кого ты так любил, 
         Сказать ли нам, о Боже,
         Что ты ее простил? 


Христос

         Скорей несите вести
         Возлюбленной моей,
         Что я простил невесте,
         Что я грущу о ней!
         Зачем же длить разлуку?
         Скажите, чтоб пришла,
         Чтоб милого на муку,
         На смерть не обрекла.
         И брачные одежды
         Я возвращу ей вновь, –
         И все мои надежды,
         И всю мою любовь! 


II

Ангелы

         Душа в оковах тела
         И смерти, и греха,
         Ты Господа презрела,
         Отвергла Жениха.
         Поднять не смеешь вежды,
         Не можешь встать с земли,
         Разорваны одежды,
         Чело твое – в пыли. 


Душа

         Изгнанницею рая
         Живу я во грехе,
         Скорбя и вспоминая
         О милом Женихе.
         И тщетно, умирая
         В пороке и во зле,
         Покинутого рая
         Ищу я на земле. 


Ангелы

         Омой слезами очи,
         С надеждой подымись,
         Скорей из мрака ночи
         Ты к Господу вернись.
         Тебя Он примет снова,
         Забудь печаль и страх,
         Не скажет Он ни слова,
         Не вспомнит о грехах. 


Душа

         О где же Он?.. Далеко
         От Бога моего
         Я плачу одиноко,
         Умру я без Него...
         Скажите мне, скажите,
         Видал ли кто-нибудь,
         Где Милый, укажите
         К Возлюбленному путь! 


Ангелы

         Мы видели: распятый,
         Один на высоте
         Голгофы, тьмой объятой,
         Страдал Он на кресте.
         В тоске изнемогая,
         Но всё еще любя,
         Спаситель, умирая,
         Молился за тебя... 


Душа

         Я плакать буду вечно.
         За мир Он пролил кровь,
         Любил так бесконечно
         И умер за любовь!..
         В любви – какая сила!..
         Любовь, о для чего,
         Безумная, убила
         Ты Бога моего? 

         1890




      Дмитрий Мережковский. ПЕСНИ И ЛЕГЕНДЫ (Сб. СИМВОЛЫ)