Николай Гумилев. ИГРА. Драматическая сцена



Игорный дом в Париже 1813 года.

    Г р а ф  – претендент на престол Майорки.
    С т а р ы й  р о я л и с т.
    К а р о л и н а,  Б е р т а  – девушки лёгкого поведения.
    Т о л п а  и г р а ю щ и х.



Г р а ф

Не смейте трогать Каролину,
Сатир проклятый.


Р о я л и с т

                                Ай да граф!
Да вы похожи на картину,
Ахилла позу переняв.


Г р а ф

Молчите! в вас иссякла вера,
И лжив язык, и дух ваш нем,
Вы, друг проклятого Вольтера,
Смеяться рады надо всем.
Не вам любить её. Вы сгнили,
А я, я верую в мечту…


Р о я л и с т

Да, красоту Бурбонских лилий
Я выше лилий Бога чту.
Но ваши дерзкие проказы
Не стоят шпаги острия,
Вы нищий, я ей дал алмазы,
Она не ваша, а моя.


Г р а ф

Прелестница из всех прелестниц,
Оставь его, я всё прощу.


К а р о л и н а

Но он мне заплатил за месяц,
И платья я не возвращу.


Г р а ф

Ну, значит, нам осталось биться!
Сегодня ж, сударь, на дуэль.


Р о я л и с т

Я слишком стар, мой храбрый рыцарь,
И отклоняю ваш картель.
Но вижу, вы склонны к азарту
И, чтоб увидеть, чья возьмёт,
Поставим счастие на карту,
Когда позволит банкомёт.
Я дам вам ставкой Каролину,
Посмейте молвить, что я скуп,
А вы хотя бы половину
Цены ее прекрасных губ.


Г р а ф

Идёт! Я ставлю трон Майорки
И мною собранную рать,
С которой, словно коршун зоркий,
Я царства б мог завоевать.
Как будет странно, страшно, сладко
К столу зелёному припасть
И знать, что эта вот десятка
Мне даст любовь, иль вырвет власть.


К а р о л и н а

Скажите, вы такой богатый?
Тогда я рада слушать вас…


Г р а ф

Увы, отцовский меч и латы –
Всё, что имею я сейчас.


Р о я л и с т

Ага, трудна дорога к раю!
Ну будет, если вы не трус,
Молчите все, я начинаю.

(Мечет карты)

Девятка, тройка, двойка, туз.


Б е р т а

О, что ты делаешь, несчастный?
Как исполняешь свой обет?


Р о я л и с т

Восьмёрка, дама и валет.


Б е р т а

Как рог побед, как вестник чуда,
Ты быть обязан… О, позволь
Мне увести тебя отсюда…


Р о я л и с т

Король, валет, опять король.


Б е р т а

Бежим скорей, бежим со мною
Туда, где, голову подняв,
Орёл кричит привет герою…


Р о я л и с т

Десятка ваша бита, граф.


(Граф хватается за голову)


К а р о л и н а

Я этого не ожидала,
Так проиграть! какой позор!
О чём она ему шептала,
Орёл и светоч, что за вздор?


Р о я л и с т

Ну полно, юноша, оправьтесь,
Ваш лоб в поту, ваш взор померк,
Вы завтра ж будете заправский
В дому нотариуса клерк,
Легко зачёсывать височки,
Крестьянам письма сочинять,
Глазеть в окно хозяйской дочки,
Когда она ложится спать,
Писать стихи и на кларнете
Играть – завиднейший удел…


(Граф выхватывает пистолет и стреляется)


Б е р т а

А, вот он в огнезарном свете!
Он всё нашёл, о чём скорбел!

1913 год




      Николай Гумилев. СТИХОТВОРЕНИЯ. Посмертный сборник