Мирра Лохвицкая. ТИТАНИЯ



В стране неведомых чудес,
Где, разрастаясь на просторе,
Шумел столетних буков лес
И синее плескалось море, –
В плаще зеленом, – окружен
Малюток-эльфов резвой свитой,
В беседке, розами увитой,
Сидел красавец Оберон.
       К нему в сиянье розоватом
       Последних солнечных лучей,
       Блистая золотом кудрей
       И вся пронизана закатом,
       Склонилася царица фей.
       Но тщетно нежные напевы
       И звуки арф неслися к ней, –
       Все неприветней и грустней
       Сдвигались брови королевы;
       И тщетно царственный супруг
       Старался лаской на мгновенье
       Развеять чуждый ей недуг, –
       Слова тоски и пресыщенья
       С капризных уст сорвались вдруг:


Титания:

– Оставь меня! Мне скучно, Оберон!
Мне надоели игры и забавы,
И шум ветвей, и ясный небосклон…
       Вся наша жизнь – не жизнь, а сон!
Мы видим, как цветы, деревья, травы
       Уносит время без следа,
А мы?.. Мы вечно молоды, как дети,
Без слез и радостей, без цели и труда,
       Как мотыльки живем на свете
       И будем жить всегда, всегда!


Оберон:

Дитя! Счастливей нас с тобою,
Поверь мне, в мире нет земном;
Довольна будь своей судьбою,
Не мы ль блаженствуем вдвоем?


Титания:

О нет, мой друг! Я так несчастна!..
Ты знаешь ли, как хороши
Слова любви, когда в них страстно
Звучат моления души?


Оберон:

Титания! Тебя не узнаю я…
Страдаешь ты?.. О, если бы я мог
Постичь тебя!.. Капризное созданье,
       Владычица моя!
Ты знаешь, все твои желанья
С восторгом исполняю я…
Откройся мне, какою силой
Увлечены твои мечты,
Чего с такой тоской унылой,
С таким безумством жаждешь ты?


Титания:

Так выслушай мое признанье:
Раз, вечером, я эльфов созвала
И, сняв венец алмазный мой с чела,
Играла им при месячном сиянье.
Переливались блеском огневым
В лучах луны бесценные каменья…
       Я долго любовалась им,
И вдруг, шутя, движением живым
Его забросила… Все кинулись в смятенье
Искать его в траве и меж ветвей,
       И я осталась на мгновенье
       Без свиты ветреной моей;
И слышу звук подавленный лобзанья
И тихий вздох под дубом вековым,
Куда так ярко лунное сиянье
Снопом упало голубым…
Откинув кудри черные на плечи,
К ногам красавицы, во власти сладких чар
Припал прекрасный рыцарь Вальдемао;
       Его взволнованные речи
       И взоры, полные огня,
Чудесный, новый мир открыли для меня!
И притаясь за деревом, я жадно
Внимала им – словам любви земной, –
       И было мне и горько, и отрадно…
       О! Так никто не говорил со мной!
Никто мне не давал такого поцелуя,
Не плакал, не молил, припав к моим ногам…
       И ты меня любить не в силах сам,
Как любят смертные, и как любить хочу я.

Хочу я слышать тот шепот странный,
Хочу внимать словам признания,
Томиться, плакать… и в миг желанный
Сгорать от тайного лобзания!

Пусть в час свиданья – от жажды встречи –
Стеснится грудь тоскою страстною,
Пусть замирают восторга речи
Под лаской робкою и властною…

Пусть сердце сердцу отдастся смело
В забвенье жаркого объятия, –
Что за блаженство – отдать всецело
И жизнь, и душу, без изъятия!

В тот мир, о друг мой, я рвусь невольно,
Хочу земной безумной страсти я,
Чтоб было сладко, чтоб было больно,
Чтоб слезы брызнули от счастия.


Оберон:

Титания! Пойми, тебя люблю я
       Не так, как любят у людей, –
       Не сомневаясь, не ревнуя,
       Но всею волею своей!
Люблю тебя, воздушное созданье,
       Владычица моя!
Ты луч зари, ты роз благоуханье,
       С тобою счастлив я!
Люблю тебя, о мой цветочек нежный,
Любовью эльфов – светлой, безмятежной
       Как пенье соловья!


Титания:

Не то!.. Не так!.. Все это надоело…
       О, замолчи!.. Не продолжай!
Оставь меня!.. О как бы я хотела
       Уйти навек в тот чудный край,
Туда, туда!..


Оберон:

…Где лучшие мгновенья
Тебе отравит ненависти яд,
Где голод, месть, болезни, преступленья…
       Где лишь о смерти говорят
       И жаждут одного – забвенья!


Титания:

Какие страшные слова!
«Болезни», «голод», «преступленья»...
И «смерть»! Я поняла едва
Их безнадежное значенье!


Оберон:

Да, в мире том ты счастья не найдешь!
Настанет день, – и ты ко мне придешь,
       Ничтожная в своем бессилье,
Сложившая свои изломанные крылья,
       В неравной павшая борьбе…
Но я тогда… я не прощу тебе.


Титания:

«Борьба» – «бессилье»… это скучно!
Мне режет слух речей унылых звон,
       Мой ум сомненьем утомлен…
       Я вновь с тобою неразлучна,
       Я остаюсь, мой Оберон!


Оберон:

Приди ко мне! Минутное смущенье
       Забудем, друг мой, навсегда.
       Средь игр и смеха, – как виденья,
       Как чудный сон без пробужденья
Пройдут волшебные года…
Мы будем счастливы, как прежде – бесконечно!
       Как мотыльки живя беспечно,
Своей довольные судьбой…
       Ведь ты моя?.. И вновь с тобой
Мое блаженство вечно?


Титания:

                                          …Вечно!

1894




      Мирра Лохвицкая. СТИХОТВОРЕНИЯ. ТОМ I (1889-1895)