Дмитрий Мережковский. РОДРИГО. Испанская легенда



Жил-был честный Родриго, солдат отставной. 
Он со службы в село возвращался домой. 
Вот идет он и думает: «Что же, 
Верой-правдой царю тридцать лет я служил, 
И за всё восемь медных грошей получил, 
Но веселость мне денег дороже, 
Я не буду роптать». Между тем по пути – 
Видит – нищий стоит: «Христа ради!» – «Прости! 
Вот копеечка, братец, не много,
 Да уж ты не взыщи: тридцать лет я служил, – 
И за всё восемь медных грошей получил, 
Но не буду роптать я на Бога». 
И он дальше пошел, а бедняга опять: 
«Христа ради!» – И снова пришлось ему дать. 
Восемь раз подходил к нему нищий. 
И Родриго давал, всё давал от души, 
Бедняку он последние отдал гроши 
И остался без крова, без пищи. 
«Что ж, вольней мне и легче без денег идти». 
Он смотрел на цветы, шел и пел на пути: 
«Милосердных Господь не забудет». 
Говорил ему нищий: «Скажи мне, чего 
Ты хотел бы?» – «Чего? Вот мешок. Пусть в него 
Всё войдет, что желаю!» – «Да будет!» – 
Молвил нищий, взглянул на него и исчез: 
То Христос был – Владыка земли и небес. 
И пошел себе дальше Родриго. 
Видит – площадь базарная, лавочник спит, 
Перед ним колбаса на прилавке лежит 
И баранки, и хлеба коврига. 
«Полезайте-ка, эй!» – поманил их солдат, 
И в мешок колбаса и баранки летят, – 
Пообедал на славу Родриго. 
Он вернулся в родное село: земляков 
Было жаль, да и нечего взять с земляков, 
Он забыл про мешок свой чудесный 
И работал в полях от зари до зари,
Ближе к Богу в избушке своей, чем цари,
До конца прожил добрый и честный.
«Ох, грехи, – сокрушался порою бедняк, –
Что же праздник – из церкви я прямо в кабак,
Не могу удержаться, хоть тресни.
Как не выпить с товарищем чарки, другой».
Возвращался он за полночь пьяный домой,
Распевая солдатские песни.
Так он жил. Наконец Смерть пришла: «Поскорей 
В путь, Родриго!» – «Пойдем, я готов!» – и за ней 
Он пошел бодро, весело с палкой 
И походным мешком: «Тридцать лет я служил, 
И за всё восемь медных грошей получил!
Что ж, мне с жизнью расстаться не жалко!» 
Он идет прямо к раю; со связкой ключей 
В светлой ризе привратник стоит у дверей. 
Старый воин, как в крепость, бывало, 
Входит в рай победителем. «Эй, ты куда? – 
Молвил грозно привратник. – Не в рай ли?» –
«Ну да!» –  «Подожди-ка, голубчик. Сначала 
Расскажи, как ты жил?» – «Тридцать лет я служил,
И работал, и свято отчизну любил.
Разве мало, по-твоему?» – «Мало! 
Вспомни, братец, как часто ходил ты в кабак». 
Рассердился солдат, закричал: «Если так, – 
Полезай-ка в мешок!» – «Что с тобою, 
Как ты смеешь!» – «В мешок!» – «Слушай, братец...» – «В мешок!..» 
Тот ослушаться воли Христовой не мог,
Делать нечего, влез с головою
Он в солдатский мешок; а Родриго меж тем
Молвил, гордо и смело вступая в Эдем:
«Пусть темна наша жизнь и убога:
Неужели тому, кто работал и жил,
Кто родимой стране тридцать лет прослужил,
Не найдется местечка у Бога».

<1890>




   Дмитрий Мережковский. ЛЕГЕНДЫ И ПОЭМЫ (Сб. СТИХИ РАЗНЫХ ЛЕТ)